Закон Черногории об иностранных инвестициях гарантирует иностранцам и резидентам равные права и условия для регистрации и деятельности компании. Компании широко используются для приобретения недвижимости в Черногории со 100%-ым иностранным участием. Регистрация бизнеса в Черногории является один из способов получения вида на жительство в стране.
Наиболее популярной организационно-правовой формой юридического лица является общество с ограниченной ответственностью (D.O.O).
«D.O.O» - это отдельное юридическое лицо, в котором ответственность участников ограничена размером уставного капитала, а ответственность каждого участника - пределами стоимости его доли в уставном капитале.
По общему правилу, разрешенной деятельностью является та, что не запрещена законом. Утверждён список деятельности, требующей специального разрешения, требования к определенным видам деятельности закреплены в соответствующих нормативных актах.
К лицензируемым видам деятельности относятся:
К запрещенным видам деятельности относятся производство и продажа оружия, бизнес в приграничных территориях и природных национальных заповедниках.
Исполнительный директор: Существуют общие требования трудового законодательства, в соответствии с которыми лицу, не являющемуся резидентом Черногории, для работы на территории Черногории необходимо получить разрешение на работу и вид на жительство. Так, на практике, если в качестве исполнительного директора назначается иностранный гражданин, его присутствие в Черногории в течение нескольких дней обязательно в связи с необходимостью прохождения процедуры открытия личного банковского счета и подачей документов на получение разрешения на работу и пребывание в Черногории.
Получение визы и разрешение на работу в Черногории можно оформить после завершения процедуры регистрации компании.
Если директором выступает резидент Черногории, то нет необходимости получать разрешение на работу, тем не менее, он должен быть оформлен по трудовому договору и ему должна будет выплачиваться заработная плата.
В отношении трудоустройства директора, трудовое законодательство разных муниципалитетов различается. В Будве или Герцег Нови директор может быть трудоустроен на неполный рабочий день (20 часов в неделю), в Тиват обязательным является требование о трудоустройстве директора на полный рабочий день. Минимальное количество - 1 директор, требования к резидентности не предъявляются. В должности директора может выступать только физическое лицо.
Учредитель: ООО может быть учреждено одним и более учредителями. Учредителем может быть любое юридическое и физическое лицо. Максимальное число участников ООО может достигать 30.
Центральное депозитарное агентство проверяет личность учредителя на предмет его участия в других компаниях в Черногории при регистрации компании, в случае если учредитель действует в другой компании Черногории, у которой имеется задолженность по уплате налогов, в регистрации компании будет отказано.
Секретарь: Должность факультативна, директор может совмещать функции секретаря.
Бенефициар: В законодательстве Черногории не установлена обязанность подавать в Центральный реестр коммерческих организаций информацию о бенефициарах, то есть о конечных владельцах компании.
Уставный капитал: Минимальный уставный капитал равен 1 Евро. На момент регистрации капитал должен быть оплачен на счет открытом в черногорском банке (счет открывается при личном присутствии). Факт оплаты капитала в виде выписки по счету предоставляется в Центральный реестр компаний.
Доля: Каждый участник обладает долей, пропорциональной его вкладу в уставный капитал, если иное не предусмотрено учредительным договором/актом. Доли участников могут различаться по стоимости.
Бухгалтерская отчетность: Подача отчетности, хранение бухгалтерских, иных ежегодных отчетов регулируется Законом «Об учете и аудите». Законодательство Черногории предусматривает два режима подачи документации: обычный режим и упрощенный режим.
Бухгалтерия должна вестись на ежемесячной основе, счета за ведение бухгалтерии также оплачиваются ежемесячно бухгалтерам.
В целях определения выбора режима подачи документации Закон «Об учете и аудите» вводит классификацию юридических лиц. Основаниями классификации являются количество работников, совокупный годовой доход, совокупные активы. К критериям классификации закон относит следующее: среднее количество работников по данным годового отчета – от 50 до 250; совокупный годовой доход – от 10 000 000 евро до 50 000 000 евро; совокупные активы – от 10 000 000 евро до 43 000 000 евро. Так, в организациях малого бизнеса два из трех выше приведенных критериев являются ниже установленных ориентировочных показателей. Средние организации соответствуют двум критериям. Крупные организации выполнят два критерия по показателям выше установленных.
Крупные и средние организации должны соблюдать обычный режим подачи документации, следовательно, обязаны предоставлять балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале. Организации малого бизнеса подпадают под действие упрощенного режима отчетности и предоставляют только балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и статистическое приложение.
Все юридические лица обязаны подготовить годовую финансовую документацию и документацию по консолидированным группам к 31 декабря либо ко дню регистрации изменений (слияние, поглощение, разделение), или ко дню принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица. Юридические лица обязаны подать в бумажной и электронной формах годовой финансовый отчет за предыдущий год со статистическим приложением в Налоговый орган не позднее 31 марта текущего года. Балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках должны быть опубликованы на сайте Налогового органа.
Ежегодные сборы: Общество ежегодно обязано платить за регистрационный адрес. Дополнительные платежи в государственные органы не предусмотрены.
Банковский счет: Счет для оплаты капитала общества должен быть открыт в черногорском банке. Постоянный расчетный счет общества может быть открыт в иной юрисдикции дистанционно в зависимости от банка.
Юридическая фирма «Sidaruk & Partners Consulting Group» имеет многолетний опыт регистрации компаний за рубежом. Постоянное отслеживание изменений в законодательстве, а также обновление практической стороны коммерческой деятельности в иностранных юрисдикциях является неотъемлемой частью нашей ежедневной работы.
Юридическая фирма «Sidaruk & Partners Consulting Group» гарантирует быструю и эффективную помощь в организации бизнеса в Черногории, открытие корпоративных счетов, полное сопровождение и поддержание компании, а также решений всех связанных с ней юридических и практических вопросов.