За свою значительную судебную практику в области автомобильных перевозок, а это более 2500 судебных споров, SIDARUK & PARTNERS Consulting Group сталкивалась с множеством спорных ситуаций, которые можно было бы избежать, заключив хороший договор с перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, который будет предусматривать «узкие» места данного вида деятельности и в следствии защищать стороны от судебных тяжб.
Экономические суды Республики Беларусь и ближнего зарубежья (Польши, Российской Федерации, Литвы, Латвии и др.) рассматривают ежегодно тысячи дел, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам перевозки грузов, споры по которым доходят до апелляций и даже кассаций. Ввиду данной проблематики мы подготовили для Вас список наиболее важных моментов, необходимых для отражения в договоре с вашими контрагентами:
Определение подсудности
При определении суда, в котором будет разрешаться спор, вытекающий из заключённого договора перевозки, учитывайте, что при предъявлении иска к перевозчику, в соответствии с правилами исключительной подсудности, спор будет рассматриваться по месту его нахождения. В случае спора между заказчиком и транспортной компанией, иск транспортной компании к заказчику рассматривается по правилам общей территориальной подсудности, но в данном случае можно предусмотреть в договоре иное.
В международной перевозке, которая попадает по действие КДПГ (Конвенция Организации Объединенных Наций о договоре международной дорожной перевозки грузов).
По любым спорам, возникающим вследствие перевозок, осуществленных в соответствии с настоящей Конвенцией, истец может направить иск в любой суд страны - участницы Конвенции, указанной в договоре между сторонами, а также в суд страны, на территории которой:
- a) ответчик является обычным резидентом или на территории которой находится головной офис, филиал или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки, или
- b) находится место принятия груза перевозчиком или место, предназначенное для доставки.
Обращение в другие суды не допускается.
Применяемые нормативные правовые акты и порядок их применения
Основное отличие в применении НПА состоит в классификации перевозки — внутриреспубликанская или международная, данное определение имеется в законе от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»
Международную автомобильную перевозку груза регулирует КДПГ, в случае если груз перевозится из одной страны в другую и одна них участвует в КДПГ.
Все споры в международных перевозках регулируются в соответствии с КДПГ или при отсутствии нормы КДПГ для разрешения спора с указанием на НПА в ней.
В соответствии со ст.1125 Гражданского Кодекса РБ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору перевозки применяется право страны, где находится основное место деятельности перевозчика, поэтому данный момент стоит хорошо продумать в вашем договоре.
Характер гражданско-правовых отношений между сторонами
Зачастую в области автомобильных перевозок, стороны заключают смешанные договоры, которые могут содержать условия договора транспортной экспедиции, так и договора перевозки грузов. Случается, когда содержание договора не совпадает с его названием, договор транспортной экспедиции может быть назван договором перевозки и наоборот.
Почему так важен правильно определённый характер гражданско-правовых отношений между сторонами в договоре? От этого сильно зависит какие будут применяться НПА, на права и обязанности каких лиц может повлиять процесс разрешения спора и судебное постановления.
Привлечение к рассмотрению дела всех заинтересованных лиц, может сильно отразиться на ходе разбирательства. К примеру, если заказчик предъявляет иск к экспедитору о возмещении убытков полученных в процессе оказания услуги, заинтересованными лицами могут стать автомобильный перевозчик, страховые организации и все последующие экспедиторы.
Ответственность сторон
При заключении договора может быть предусмотрена как дополнительная ответственность одной из сторон, так и ограничения её ответственности, но такие пункты не всегда соответствуют законодательству.
Споры, связанные с взысканием убытков, вызванных недостачей, утратой, повреждением или порчей грузов, имеют особую сложность, т.к. круг лиц участвующих в таких делах часто затрагивает иностранные организации, где помимо спорных пунктов в договоре, имеет место электронная переписка и документооборот по электронной почте. В ходе чего не всегда имеется подтверждение права подписи и подлинности документов.
В ходе подготовки договора необходимо понимать, какие документы нужно предоставлять, при споре, в судебный орган, исходя из этого формировать обязательства и ответственность перед вами второй стороны, в их своевременном представлении вам, т.к. обязанность по своевременному раскрытию сторонами доказательств до завершения подготовки дела к судебному разбирательству и последствия ее неисполнения регламентируют ст. 100, 277 ХПК.
Для максимально безопасной работы, Вашей организации, в сфере автомобильных перевозок, наша компания всегда имеет готовые решения для закрепления и добросовестного исполнения обязательств перед вами, так же предлагаем услуги по разработке индивидуального договора.
Написать комментарий