Управление персоналом. Создание в компании систем организации и мотивации.

Понятие «управление персоналом» можно трактовать с различных точек зрения. 
Во-первых, управление персоналом – это деятельность руководителя компании, ориентированная на организацию деятельности работников таким образом, чтобы максимально использовать трудовой потенциал каждого в интересах компании для достижения общей цели.


Также управление человеческими ресурсами подразумевает правильное комбинирование основных трудовых компонентов: трудовых функций каждого работника и межличностных отношений между ними.


Персонал организации является одной из составных частей ресурсов компании, к которым также относятся деньги и вещи. Японские бизнесмены считают, что стабильная деятельность компании возможна только тогда, когда эти ресурсы находятся в равновесии. Например, выделение денежных средств свыше суммы расходов, это пустая трата денег. Также наоборот, если не выделять достаточно средств, работники компании будут напрасно вкладывать свои силы, так как цели не будут реализовываться. Последовательность рабочего процесса, согласно концепции японских бизнесменов, должна начинаться со стадии разработки креативных идей, которые позволят использовать возрастающий потенциал бизнеса, а деньги должны выделяться под уже созданные готовые идеи.


Так как персонал – это один из наиболее значимых элементов каждой компании, то для того чтобы обеспечить правильную последовательность рабочего процесса необходимо выстроить систему управления персоналом.


Система управление персоналом подразумевает целенаправленную деятельность руководителя, которая заключается в разделении функций, обязанностей, а впоследствии ответственности между сотрудниками.


Система управления основывается на различных методах работы с персоналом, а также включает в себя процессы подбора и найма персонала, организации системы обучения, управления конфликтами, организации мер поощрения, разграничение трудовой функции, контроль за межличностными отношениями внутри коллектива.


В настоящее время наиболее используемыми являются следующие методы управления: 


1.    Управление по целям. Суть заключается в том, что руководитель ставит определенные цели и задачи для каждого сотрудника, от выполнения которых зависит их материальное вознаграждение. Цели выстаиваются по принципу SMART, что означает:

Specific — специфичные для сотрудника или подразделения; 
Measurable — измеримые;
Achievable — достижимые; 
Result-oriented — ориентированные на результат; 
Time-based —установленные во временных рамках. 

Цели должны быть поставлены в оптимальном количестве (от 3 до 5), что обеспечит реальность их выполнения, а также своевременный контроль и оценку результатов.
Такой подход позволяет сотрудникам сфокусироваться на достижении конкретной цели и добиваться ее выполнения всеми возможными ресурсами и средствами.


2.    Управление по результатам. В рамках данного подхода задача руководителя заключается в том, чтобы предоставить сотруднику возможность проявить свои способности, а также личностные качества. В свою очередь заинтересованность работника должна заключаться в получении новых знаний и опыта, а также карьерном росте. Цель такого метода – обрести с сотрудником тесный контакт, определить совместно необходимые задачи и пути их решения, чтобы впоследствии делегировать функции управления.


3.    Сбалансированная система показателей. Применение данного метода позволяет настроить работу компании на долгосрочный результат, так как акцентируется внимание на производительности персонала и удержании высоких показателей.


Для эффективного управления персоналом мы предлагаем руководствоваться следующими рекомендациями:


1.    Давать шанс. Предоставлять условия и ставить задачи таким образом, чтобы каждый сотрудник имел возможность проявить себя.
2.    Направлять, не заставлять. В каждом сотруднике руководитель должен видеть в первую очередь своего помощника и единомышленника, а затем подчиненного. 
3.    Определять рамки ответственности каждого сотрудника в кругу их обязанностей.
4.    Мотивировать. Делать основной упор на «позитивную» мотивацию, что подразумевает индивидуальные премии по результатам поставленных задач, коллективное премирование и иные меры поощрения, способствующие возрастанию заинтересованности сотрудников в максимально эффективном и быстром достижении цели.
5.    Поставить общую цель. Задача руководителя – сформировать главную цель и объединить своих сотрудников для достижения общей цели, подкрепляя их заинтересованность в помощи Вам мотивацией и верой в то, что они делают.


Как мы выяснили, одним из основных элементов организации управления персоналом является мотивация. Что есть мотивация? Мотивация – это то, что движет человеком на пути достижения цели. Мотивация рождается внутри каждого человека самостоятельно, однако способствовать этому может сильная личность, которая подает пример и за которой будут следовать. В рамках компании такой личностью выступает руководитель. Мотивация в рамках деятельности руководителя – это процесс побуждения других для достижения организационных целей. Мотивируя сотрудников компании, руководитель обеспечивает стабильную и эффективную форму работы каждого в отдельности, а также всего коллектива в целом.  


Как писал Ли Якокка "Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности других людей."  


Мотивировать персонал руководитель может посредством различных способов стимулирования: 


1.    Материальное стимулирование
•    Участие в прибыли
•    Заработная плата
•    Премирование
•    Поощрение, денежное вознаграждение
•    Дополнительные льготы


2.    Организационное стимулирование
•    Участие в делах организации
•    Делегирование задач и полномочий
•    Мотивация перспективой (приобретение новых знаний и навыков)
•    Формирование корпоративного духа
•    Эстетика условий труда
•    Формирование рабочей атмосферы
•    Отношение руководителя к сотрудникам


3.    Морально-психологическое стимулирование
•    Поддержка
•    Одобрение
•    Похвала
•    Признание заслуг

Система организации управления персоналом, а также система организации мотивации являются рычагами в руках руководителя, с помощью которых можно направить работу всей компании в нужное русло и общими усилиями достигать поставленных целей. Организованная система управления и мотивации обеспечит стабильные и эффективные результаты, так как весь рабочий процесс будет строиться на принципах последовательности и подконтрольности, а также личной инициативы всех субъектов компании

Комментарии ()