Если задаться целью изучить теорию стратегического управления более детально, то необходимо выделить и рассмотреть несколько основных подходов к процессу разработки стратегии. Подходы между собой очень отличны, и у каждого есть свои сторонники и противники, свои минусы и плюсы.
Основные подходы к процессу разработки стратегии:
• корпоративное планирование;
• итеративное планирование;
• интуитивное планирование;
• хаотическое планирование.
Коротко о каждом из них.
Подход «корпоративное планирование», также многие называют его методом планирования «сверху вниз», появился одним из первых. Суть его заключается в том, что сперва проводится стратегический анализ в компании, а затем уже на основе этого анализа делается определенный выбор последующих стратегических действий. Использование данного метода предполагает строгую централизацию процесса принятия решений, а сотрудники среднего и ниже звеньев функционируют жестко по указанным им свыше направлениям.
«Итеративное планирование», наоборот, можно отнести к процессу разработки долгосрочного плана «снизу вверх». Идеи и цели предлагаются руководящим составом компании и другим персоналом. Если сравнивать этот подход с предыдущим, то он является более дестабилизирующим, так как далеко не всегда руководители подразделений обладают необходимыми навыками и культурой стратегического мышления.
«Интуитивное планирование». Название этого подхода говорит само за себя. Коротко суть можно описать таким образом: планирование происходит на основе предложений руководителей подразделений и персонала, и эти предложения на интуитивном уровне самое высшее руководство посчитало целесообразными. Можно сказать, что этот метод держит за основу интуицию и опыт высшего руководства, а поставленная долгосрочная цель достигается путем совершения множества небольших шагов. К минусам данного подхода можно отнести то, что в условиях быстроразвивающейся и переменчивой среды, при таком подходе компания не сможет адекватно и быстро реагировать на происходящее.
Последний подход – «хаотическое планирование». Зачастую, компании не принимают осознанного решения придерживаться этого метода к разработке стратегии управления, но, сами того не понимая, именно им и пользуются. При хаотическом планировании решения по выбору стратегии – это результат взаимодействия между проблемами, решениями, участниками и выбором.
В реальности описанные подходы обычно применяются в различных сочетаниях и комбинируются в зависимости от обстоятельств.
Однако, существуют определенные требования, предъявляемые к разрабатываемым стратегиям.
Первое из которых – это простота и полезность, следовательно, любая стратегия должна быть: простой и понятной для всех сотрудников; уместной, или релевантной; видимой, т.е. должна находиться ежедневно в поле зрения.
Второе требование – это необходимость того, чтобы стратегия была стабильной, а направления развития, которые выбрала компания, - постоянными и не зависящими от случайных изменений предпочтений потребителей. К сожалению, часто компании, акцентируя внимание на требованиях и жалобах клиентов, ставят под угрозу последовательность реализации своей выбранной стратегии.
Третьим, но не маловажным, требованием необходимо назвать определение роли главы компании в разработке и последующей реализации стратегических планов. Роль главы компании должна определяется следующими действиями:
• выбором непосредственных участников, которые будут заниматься разработкой стратегии;
• поиском и привлечением консалтинговых агентств и внешних консультантов;
• сообщением совету-директоров самых важных стратегических планов;
• постановкой самых главных вопросов, ответить на которые нужно будет в стратегическом плане;
• личным участием во многих подразделениях фирмы на самых первых этапах развития стратегии.
Как писал Майкл Портер: «Стратегия должна быть успешна в каждом из своих звеньев». Следовательно, если по каким-либо причинам сотрудник компании не поддерживает выбранную стратегию, можно сделать вывод, что этот человек не может дальше эффективно работать на данном предприятии.
Написать комментарий