Описание основных стратегий управления бизнесом и подходов применяемых при их выборе

Если задаться целью изучить теорию стратегического управления более детально, то необходимо выделить и рассмотреть несколько основных подходов к процессу разработки стратегии. Подходы между собой очень отличны, и у каждого есть свои сторонники и противники, свои минусы и плюсы.

Основные подходы к процессу разработки стратегии:
•    корпоративное планирование;
•    итеративное планирование;
•    интуитивное планирование;
•    хаотическое планирование.

Коротко о каждом из них.
Подход «корпоративное планирование», также многие называют его методом планирования «сверху вниз», появился одним из первых.  Суть его заключается в том, что сперва проводится стратегический анализ в компании, а затем уже на основе этого анализа делается определенный выбор последующих стратегических действий. Использование данного метода предполагает строгую централизацию процесса принятия решений, а сотрудники среднего и ниже звеньев функционируют жестко по указанным им свыше направлениям.

«Итеративное планирование», наоборот, можно отнести к процессу разработки долгосрочного плана «снизу вверх».  Идеи и цели предлагаются руководящим составом компании и другим персоналом.  Если сравнивать этот подход с предыдущим, то он является более дестабилизирующим, так как далеко не всегда руководители подразделений обладают необходимыми навыками и культурой стратегического мышления.

«Интуитивное планирование». Название этого подхода говорит само за себя. Коротко суть можно описать таким образом: планирование происходит на основе предложений руководителей подразделений и персонала, и эти предложения на интуитивном уровне самое высшее руководство посчитало целесообразными. Можно сказать, что этот метод держит за основу интуицию и опыт высшего руководства, а поставленная долгосрочная цель достигается путем совершения множества небольших шагов. К минусам данного подхода можно отнести то, что в условиях быстроразвивающейся и переменчивой среды, при таком подходе компания не сможет адекватно и быстро реагировать на происходящее.

Последний подход – «хаотическое планирование». Зачастую, компании не принимают осознанного решения придерживаться этого метода к разработке стратегии управления, но, сами того не понимая, именно им и пользуются. При хаотическом планировании решения по выбору стратегии – это результат взаимодействия между проблемами, решениями, участниками и выбором.

В реальности описанные подходы обычно применяются в различных сочетаниях и комбинируются в зависимости от обстоятельств. 
Однако, существуют определенные требования, предъявляемые к разрабатываемым стратегиям.  

Первое из которых – это простота и полезность, следовательно, любая стратегия должна быть: простой и понятной для всех сотрудников; уместной, или релевантной; видимой, т.е. должна находиться ежедневно в поле зрения.

Второе требование – это необходимость того, чтобы стратегия была стабильной, а направления развития, которые выбрала компания, - постоянными и не зависящими от случайных изменений предпочтений  потребителей.  К сожалению, часто компании, акцентируя внимание на требованиях и жалобах клиентов, ставят под угрозу последовательность реализации своей выбранной стратегии. 

Третьим, но не маловажным,  требованием необходимо назвать определение роли главы компании в разработке и последующей реализации стратегических планов. Роль главы компании должна определяется следующими действиями:
•    выбором непосредственных участников, которые будут заниматься разработкой стратегии;
•    поиском и привлечением консалтинговых агентств и внешних консультантов;
•    сообщением совету-директоров самых важных стратегических планов;
•    постановкой самых главных вопросов, ответить на которые нужно будет в стратегическом плане;
•    личным участием во многих подразделениях фирмы на самых первых этапах развития стратегии.

Как писал Майкл Портер: «Стратегия должна быть успешна в каждом из своих звеньев».  Следовательно,  если по каким-либо причинам сотрудник компании не поддерживает выбранную стратегию, можно сделать вывод, что этот человек не может дальше эффективно работать на данном предприятии.