В новой редакции изложен Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции» (далее – Закон), в которой предусмотрен ряд новелл. 


Так, в старой редакции Закон распространял свое действие на хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), государственные органы, их должностных лиц и физических лиц, не являющихся хозяйствующими субъектами. В новой же редакции расширен круг лиц, на который распространяет свое действие Закон, в частности:

  • - иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами);
  • - физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую им доход, которая в соответствии с законодательством подлежит лицензированию (к примеру,  адвокаты, страховщики, ветеринары, издатели и др.).

Из дефиниции (понятия) вертикальных соглашений изъято указание на факт наличия конкурентных отношений между субъектами хозяйствования, заключающими такие соглашения. Отсутствие фразы «не являющимися конкурентами» ставит всех участников товарного рынка в равные условия и никого не освобождает от соблюдения антимонопольных запретов.


Изменения коснулись и пороговых значений:

  • - балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов и объема выручки от реализации товаров по итогам отчетного года – свыше 200 тысяч базовых величин (далее БВ) и 4 тысяч БВ соответственно – при обращении в антимонопольный орган за согласием на сделки по экономической концентрации (ст. 33, 34 Закона),
  • - совокупной рыночной доли хозяйствующих субъектов, которые позволяют говорить о доминирующем положении субъекта на товарном рынке, установленная для 3 (трех) хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, более 50 %; для 5 хозяйствующих субъектов – более 75 % (п. 3 ст. 6 Закона).

Также в новой редакции Закона расширены полномочия антимонопольного органа, в т.ч. по причине введения новых понятий и сфер регулирования. 


Под монопсоническим положением на товарном рынке следует понимать доминирующее положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, где такие субъекты осуществляют приобретение товара. При этом действия субъекта, который занимает такое положение, направленные на определение цены с целью получения дополнительного дохода посредством снижения затрат на изготовление (производство) и (или) реализацию товара, а также формирования цены (тарифа), которая ниже необходимых затрат и прибыли на изготовление (производство) и (или) реализацию товара и ниже цены (тарифа), сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке признается антимонопольным законодательством монопсонически низкой ценой.


Введение такого понятия направлено на защиту производителей товаров от покупателей, доля на рынке  которых превышает 35 %, т.е. занимают доминирующее положение, и способных довести производителя до разорения, являясь его основным покупателем.


Предусмотрены антимонополистические требования к закупкам товаров, которыми субъектам хозяйствования запрещено совершать действия, способные привести либо приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе посредством:

  • -    координации организатором и (или) заказчиком деятельности участника;
  • -    заключения соглашений между организатором и (или) заказчиком и (или) участником;
  • -    предоставления участнику доступа к информации;
  • -    создания преимущественных условий для участника, если иное не установлено законодательными актами и (или) актами законодательства;
  • -    участия организатора и (или) заказчика либо работников организатора и (или) заказчика в качестве участников проводимых организатором и (или) заказчиком закупок товаров (ст. 24 Закона). 

 

Разработан и закреплен процессуальный порядок установления фактов наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства (гл. 6 Закона). Законодатель за основу процессуального порядок рассмотрения заявлений и установления фактов нарушений антимонопольного законодательства взял порядок рассмотрения судебных споров, в частности:

  • - предусмотрены требования к заявлению о нарушении;
  • - возможно приостановление, прекращение, оставление без рассмотрения заявления о нарушении;
  • - установлен срок обжалования решения антимонопольного органа, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня его принятия. 

 

Отметим, что, несмотря на схожий порядок рассмотрения нарушений, органом, пересматривающим решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, является суд.


Кроме того, установлен 3 (трехлетний) срок исковой давности с момента совершения действий (бездействий), которые содержат элементы нарушения антимонопольного законодательства либо по истечении трехлетнего срока с момента обнаружения или прекращения нарушения до его обнаружения.


Немало важным стало новшество по введению таких форм реагирования МАРТ как предупреждение и предостережение, которые позволят пресекать возможные нарушения на начальном этапе действий (намерений) хозяйствующих субъектов, уменьшая размер причиненного вреда др. лицам или избегая его вовсе.

Таким образом, Закон в новой редакции представляет собой кодифицированный документ, содержащий как новшества, так и систематизацию существующих норм в сфере антимонопольного регулирования.